Введение

Платформа CUBA - это фреймворк с открытым кодом, цель которого - унификация разработки корпоративных приложений. Фреймворк сочетает в себе проверенные решения для построения информационных систем уровня предприятия и высокоэффективные инструменты разработки, все это значительно ускоряет процесс создания приложений.

Мы рассмотрим самые основы платформы, и разработаем простое, но полнофункциональное приложение для планирования докладов на конференции. Будут рассмотрены все этапы создания веб-приложений: проектирование модели данных и манипуляции с данными, создание сервисов для выполнения бизнес-логики и, наконец, разработка пользовательского интерфейса. В целом, полученных знаний будет достаточно для того, чтобы начать создавать свои собственные приложения с использованием фреймворка CUBA. В процессе мы будем использовать среду разработки CUBA Studio. Пожалуйста, установите её на свой компьютер. Для работы с визуальными дизайнерами активируйте лицензию или ознакомительный режим.

Репозиторий с готовым проектом: https://github.com/cuba-platform/sample-session-planner.

Создание проекта

Используя меню CUBA Studio, создадим пустой CUBA-проект с именем SessionPlanner и пространством имен planner. Будем использовать Java 11 и последнюю стабильную версию платформы.

1

Будем использовать указанную по умолчанию базу данных HSQLDB.

2

После первого запуска студия предлагает активировать пробный период коммерческой подписки.

3

Активируем коммерческую подписку на пробный период, который составляет 28 дней. Мы получим доступ к опциональным дизайнерам, которые упростят разработку приложения.

Создание модели данных

Первый этап - создание сущностей модели данных. В нашей модели будет только два класса: Докладчик (Speaker) и Доклад (Session), связанные отношением один-ко-многим, т.е. каждый докладчик может читать несколько докладов.

4

Для начала создадим сущность Докладчик. Дизайнер сущности можно вызвать через ссылку на начальной странице проекта в IDE.

5

Второй способ - щелкнуть правой кнопкой мыши на узле Data Model в дереве проекта и выбрать в меню New -> Entity.

6

Введите название сущности: Speaker и создайте атрибуты в соответствии с таблицей ниже:

Название атрибутаТипОбязательныйДругие ограничения целостности
firstNameString (255)Да
lastNameString (255)
emailString (1024)ДаСоответствие формату адреса электронной почты

В CUBA используются стандартные сущности JPA, их можно изменять, используя либо редактор кода, либо визуальный дизайнер. Мы используем второе. Щелкните по кнопке со значком “+” и добавьте атрибуты в сущность, CUBA Studio сгенерирует необходимые члены класса и расставит аннотации.

7

В CUBA мы можем задать формат текстового отображения сущностей в пользовательском интерфейсе - имя экземпляра. Для докладчика мы выберем поля “Имя” и “Фамилия”.

8

Если посмотрим на Java код в дизайнере сущности, мы увидим, что создали обычный класс с JPA аннотациями. При необходимости, этот код можно исправить в текстовом редакторе, визуальный редактор отобразит эти изменения.

Кроме того можно посмотреть оператор DDL для создания таблицы на вкладке Preview и, если необходимо, добавить индексы. Например, мы ожидаем много поисков по фамилии. Чтобы сделать поиск более эффективным, добавим индекс для фамилии.

9

Давайте продолжим и создадим сущность Доклад и свяжем ее с сущностью Докладчик. Спецификация атрибутов представлена в таблице ниже. Дату и время окончания доклада будем вычислять автоматически - плюс один час со времени начала доклада.

Название атрибутаТипОбязательный
topicString (255)Да
startDateLocalDateTimeДа
endDateLocalDateTime
speakerСвязь с сущностью “Speaker”, тип связи - ассоциация, многие-к-одномуДа
durationIntegerДа
descriptionString (2000)
Принципиальных различий по сравнению с первой сущностью нет, кроме ссылочного атрибута speaker. Это отношение - многие-к-одному, так что сделаем поле-ассоциацию. В интерфейсе значение этого атрибута следует выбирать из списка опций (ранее созданных докладчиков), а не вводить вручную.

В итоге, определение атрибута speaker в визуальном дизайнере должно выглядеть так:

10

Создание вычисляемого атрибута

Теперь добавим вычисляемое поле - окончание доклада (endDate). Создадим геттер и назовем его getEndDate, поставим аннотацию @MetaProperty. Для вычисляемого атрибута нужно определить поля, которые будут загружаться: начало доклада и длительность. Затем напишем алгоритм вычисления времени окончания доклада.

@Transient
@MetaProperty(related = {"startDate", "duration"})
public LocalDateTime getEndDate() {
   return (startDate != null && duration != null) ? startDate.plusHours(duration):null;
}

Обратите внимание, что студия подсвечивает метод, потому что нужно определить текст атрибута для отображения на экранах. Нажмите Alt+Enter и добавьте текст.

11+

На этом все. Объектная модель данных создана.

Создание стандартных экранов

В CUBA Studio есть генератор пользовательского интерфейса. С его помощью мы создадим простые, но полезные экраны:

  • Браузер - для просмотра данных в табличной форме
  • Редактор - для редактирования одной строки данных

Сначала создадим экраны для работы с докладчиками. Сущность Докладчик довольно простая, поэтому для неё оставим настройки экранов по умолчанию. Запустите генератор, щелкнув на пункте Create screen меню Screens в верхней части дизайнера сущностей.

11

Генератор экранов также можно запустить, щелкнув правой кнопкой мыши на сущности в дереве проекта и выбрав New -> Screen из контекстного меню.

12

Для сущности Докладчик мы создадим браузер и редактор. Выберите пункт Entity browser and editor screens на вкладке Screen Templates мастера создания экранов и нажмите кнопку Next. Сущность Докладчик довольно простая, поэтому просто оставим значения по умолчанию для генерации.

13

Видим, что в коде проекта каждый экран состоит из двух частей: контроллера, написанного на языке Java, который отвечает за логику работы экрана, и разметки в формате XML, которая отвечает за внешний вид и расположение элементов экрана. В нашем случае, браузер состоит из файлов speaker-browse.xml и SpeakerBrowse.java, а редактор - speaker-edit.xml и SpeakerEdit.java соответственно. Файлы можно найти в разделе Generic UI -> Screens в дереве проекта CUBA.

14

Отметьте для себя раздел data в XML-дескрипторе - он определяет, как данные выбираются из базы данных.

<data readOnly="true">
   <collection id="speakersDc"
               class="com.company.planner.entity.Speaker"
               view="_local">
       <loader id="speakersDl">
           <query>
               <![CDATA[select e from planner_Speaker e]]>
           </query>
       </loader>
   </collection>
</data>

Между контроллером, разметкой и ассоциированной сущностью можно быстро переключаться используя кнопки навигации в верхней части окна.

15

16

17

Создание браузера и редактора докладов

Теперь запустим мастер создания экранов для сущности Доклад. Tак же как и ранее, выберем раздел Entity browser and editor screens. Остановимся на шаге Entity browser view.

В CUBA view - представление - определяет то, значения каких полей сущности извлекаются из базы данных. Создавать представления можно в отдельных файлах, чтобы затем использовать в разных модулях приложения. Либо прямо в XML-дескрипторе.

В нашем примере мы определим представление при создании экрана, просто выбрав нужные данные.

18

На следующем шаге необходимые поля уже выбраны.

19

Видим,что соответствующие поля добавлены на экраны.

20

И определим длительность доклада по умолчанию - 1 час. Для этого подпишемся на событие InitEntity на вкладке Handlers в инспекторе компонента.

21

Пропишем значение в коде.

@Subscribe
public void onInitEntity(InitEntityEvent<Session> event) {
   event.getEntity().setDuration(1);
}

Создание базы данных

CUBA Studio генерирует SQL-скрипты, необходимые для создания и обновления БД, с учетом выбранной СУБД. По умолчанию, на начальных стадиях разработки в CUBA используется СУБД HSQL. Выберите CUBA -> Generate Database Scripts в главном меню и SQL-скрипты для создания базы данных будут сгенерированы. Далее вы можете посмотреть текст скриптов перед тем, как сохранить их в файловую систему как часть исходного кода проекта. Все скрипты для создания и изменения БД можно найти в разделе Main Data Store дерева проекта CUBA.

22

Полученные скрипты можно отредактировать и добавить выражения SQL, например, для создания дополнительных индексов или добавления данных, необходимых для начального запуска приложения.

23

Чтобы выполнить скрипты, нажмите кнопку Create Database в главном меню IDE. Помимо таблиц приложения, CUBA также создает системные таблицы для хранения информации о пользователях, ролях, привилегиях и т.д.

Вот и все. База данных готова, теперь можно создать простые экраны для выполнения базовых операций над данными.

Первый запуск

Чтобы запустить приложение, можно воспользоваться кнопкой на панели инструментов IDE.

24

Также можно запустить его из главного меню CUBA -> Start Application Server.

25

После старта сервера приложение можно открыть в веб-браузере, используя URL, который показан в окне запуска. В нашем случае, это будет http://localhost:8080/app. После открытия будет выведено окно логина, имя пользователя - admin, пароль - admin.
Экраны приложения можно открыть из меню Application.
Давайте добавим тестовые данные: двух докладчиков и два доклада. В качестве эксперимента можно ввести неправильный email для докладчика, чтобы убедиться, что валидация работает как нужно.

26

27

Сгенерированные при помощи мастера экраны хороши для базовых операций, однако, в реальной жизни интерфейс пользователя обычно более сложен.

Изменение пользовательского интерфейса

Давайте создадим календарное представление докладов в дополнение к их табличному представлению. Для этого в браузер добавим лист с двумя закладками, разместим на них календарь и таблицу и добавим функциональность для редактирования и переноса докладов.

28

Откроем дескриптор session-browse.xml и поместим таблицу с докладами на лист с закладками.

29

Добавим еще одну закладку.

30

На нее поместим календарь.

31

Для компонента TabSheet установим свойство expanded в инспекторе компонента. Студия запрашивает ID. В CUBA ID нужны для того, чтобы потом на этот элемент можно было ссылаться.

32

Назначим ID calendarTab и tableTab для закладок и заголовки Sessions calendar и Sessions table соответственно.

33

Обновим календарь - назначим контейнер данных и развернем календарь на всю площадь закладки.

34

Развернем таблицу с докладами.

35

В CUBA компоненты пользовательского интерфейса могут быть связаны с сущностями и их атрибутами.

Давайте свяжем календарь с коллекцией данных, которая загружается из БД в экран. Используйте поле поиска и свяжите:

  • Свойство startDateProperty с датой и временем начала доклада
  • Свойство endDateProperty с датой и временем окончания доклада
  • Свойство captionProperty с темой доклада
  • И свойство descriptionProperty с описанием доклада

36

Пусть календарь показывает только рабочие часы.

37

Мы можем использовать не только визуальный редактор экрана, но и редактор XML. Покажем кнопки навигации в календаре.

37_1

Чтобы увидеть изменения, не нужно перезапускать приложение. CUBA поддерживает горячую перезагрузку экранов без остановки приложения. Если закрыть браузер докладов и открыть его, то мы увидим сделанные изменения.

Использование экранного API

Когда мы взаимодействуем с пользовательским интерфейсом, например, щелкая мышью по элементам, изменяя размеры экрана, вводя текст и т.д., генерируются специальные события. Фреймворк CUBA предоставляет API, который позволяет, подписавшись на эти события, определить реакцию на них. Давайте обработаем событие “щелчок левой кнопкой мыши” по докладу в календаре - мы будем вызывать редактор доклада. Для этого мы будем пользоваться API для работы с экранами, который также предоставляет фреймворк.

В session-browse.xml выберите sessionsCalendar и перейдите на вкладку Handlers в окне Component Inspector. Выберите CalendarEventClickEvent и по стрелке перейдите в контроллер.

38

Будет сгенерирован пустой метод.

@Subscribe("sessionsCalendar")
public void onSessionsCalendarCalendarEventClick(Calendar.CalendarEventClickEvent<LocalDateTime> event) {
  
}

Нам нужно вызвать редактор. Будем использовать EditorScreenFacet, который дает возможность предварительной настройки экрана редактора.

Перейдем в session-browse.xml и на панели компонентов найдем EditorScreen, перетащим его на дерево компонентов.

39

Установим следующие свойства:

  • ID - sessionEditDialog;
  • контейнер данных - sessionsDc;
  • режим редактирования - EDIT;
  • класс сущности - Session;
  • режим окна - DIALOG;
  • класс экрана - SessionEdit.

40

Вернемся в контроллер и добавим фасет. Для этого в контроллере экрана нажмите на кнопку Inject в верхней части окна редактора и выберите sessionEditDialog из секции Screen API во всплывающем окне.

Вызвать меню добавления сервиса (и подписки на события) можно, нажав комбинацию клавиш Alt+insert прямо в коде контроллера и выбрать Inject во всплывающем меню.

40_1

Чтобы найти нужный сервис, можно просто начать печатать его название в диалоговом окне, а затем использовать кнопки “вверх” и “вниз”, чтобы перемещаться по списку доступных сервисов.

40_2

В редакторе мы будем использовать доклад, который пользователь выбирает щелчком мыши. После этого показываем экран редактора.

Текст метода представлен ниже:

@Subscribe("sessionsCalendar")
public void onSessionsCalendarCalendarEventClick(Calendar.CalendarEventClickEvent<LocalDateTime> event) {
   sessionEditDialog.setEntityProvider(() -> (Session) event.getEntity());
   sessionEditDialog.show();
}

Теперь переоткрываем браузер докладов и вызываем редактор, щелкнув левой кнопкой мыши по докладу в календаре.

41

Как видим, необходимо поправить ширину и высоту редактора. В IDE откройте дескриптор экрана, выберите dialogMode в дереве компонентов и установите свойствам width и height значение auto.

42

Переключитесь в приложение и откройте редактор заново. Теперь он должен выглядеть гораздо лучше.

43

Добавление бизнес-логики

В CUBA для реализации бизнес-логики существует механизм сервисов. Далее при помощи CUBA Studio мы создадим такой сервис и подключим его к экрану. Это будет сервис для изменения расписания докладов, который будет проверять, что у докладчика в день не более двух докладов.

Правой кнопкой мыши щелкнем на узле Сервисы в дереве CUBA проекта и выберем New ->Service. Появится мастер создания сервиса. Введем SessionService в качестве имени интерфейса. Название SessionServiceBean для реализации будет сгенерировано автоматически.

44

Создадим метод rescheduleSession в интерфейсе как показано в коде ниже:

public interface SessionService {
   String NAME = "planner_SessionService";

   Session rescheduleSession(Session session, LocalDateTime newStartDate);
}

Этот метод будет принимать параметрами доклад и новое время начала, а результатом выполнения будет измененный доклад.

Далее, откройте класс SessionServiceBean в редакторе. Класс можно найти в дереве проекта в разделе Middleware - Services:

45

Класс не имеет реализации методов интерфейса, IDE подсвечивает его как ошибочный.

461

Внутри тела класса нажмите Alt+Insert и выберите Implement methods во всплывающем меню:

46

Выберите метод rescheduleSession, будет сгенерирована заготовка метода.

@Service(SessionService.NAME)
public class SessionServiceBean implements SessionService {

   @Override
public Session rescheduleSession(Session session, LocalDateTime newStartDate) {
       return null;
   }
}

Сначала вычислим время начала и окончания доклада в день, когда запланирован доклад.

@Override
public Session rescheduleSession(Session session, LocalDateTime newStartDate) {
   LocalDateTime dayStart = newStartDate.truncatedTo(ChronoUnit.DAYS).withHour(8);
   LocalDateTime dayEnd = newStartDate.truncatedTo(ChronoUnit.DAYS).withHour(19);
return null;   
}

В сервисе мы будем использовать CUBA API для доступа к данным - класс DataManager. С его помощью выполним JPQL запрос для проверки: есть ли для заданного докладчика ещё доклады в указанном промежутке времени. Затем проверим результат выполнения запроса и, в зависимости от него, или обновим доклад, присвоив новую дату начала, или вернем исходный доклад.

Добавьте DataManager в код, нажав Alt+Insert в теле класса и выбрав Inject из всплывающего меню.

481

Выберите DataManager из списка:

48

Итоговый код метода представлен ниже:

@Override
public Session rescheduleSession(Session session, LocalDateTime newStartDate) {
   LocalDateTime dayStart = newStartDate.truncatedTo(ChronoUnit.DAYS).withHour(8);
   LocalDateTime dayEnd = newStartDate.truncatedTo(ChronoUnit.DAYS).withHour(19);
   Long sessionsSameTime = dataManager.loadValue("select count(s) from planner_Session s where " +
           "(s.startDate between :dayStart and :dayEnd) " +
           "and s.speaker = :speaker " +
           "and s.id <> :sessionId", Long.class)
           .parameter("dayStart", dayStart)
           .parameter("dayEnd", dayEnd)
           .parameter("speaker", session.getSpeaker())
           .parameter("sessionId", session.getId())
           .one();
   if (sessionsSameTime >= 2) {
       return session;
   }
   session.setStartDate(newStartDate);
   return dataManager.commit(session);
}

Сервис готов, давайте добавим его в браузер докладов. Настроим его вызов на событие перетаскивания доклада в календаре.

В session-browse.xml выберите sessionsCalendar и перейдите на вкладку Handlers инспекторе компонента. Выберите событие CalendarEventMoveEvent и перейдите по стрелке в контроллер.

В методе-обработчике события календаря добавим код, чтобы извлечь доклад из сгенерированного события и вызовем сервис для переноса доклада. Поле этого просто обновим доклад в коллекции данных.

@Subscribe("sessionsCalendar")
public void onSessionsCalendarCalendarEventMove(Calendar.CalendarEventMoveEvent<LocalDateTime> event) {
   Session session = sessionService.rescheduleSession((Session) event.getEntity(), event.getNewStart());
   sessionsDc.replaceItem(session);
}

Чтобы сервис заработал, необходимо перезапустить приложение. Это можно сделать при помощи кнопки Run панели инструментов IDEA:

49

После перезапуска открываем календарь докладов и - вуаля! Теперь можем переносить доклады при помощи мыши прямо в календаре. Проверим, как это работает, для этого добавим два доклада для одного докладчика на один день и убедимся, что не сможем назначить ему дополнительный доклад на этот день.

Изменение стандартных надписей

В CUBA приложениях можно изменять текст стандартных надписей, например, в основном экране или на окне логина. Давайте поменяем заголовки в приложении, чтобы они соответствовали его назначению - планированию конференций.

Откройте файл конфигурации надписей - messages.properties, который можно найти в разделе Generic UI - Main Message Pack дерева проекта CUBA.

50

Это обычный текстовый файл .properties, так что его можно отредактировать, добавляя новые свойства и обновляя существующие. Изменим надписи, как показано в примере ниже:

application.caption = Session Planner
application.logoLabel = Session Planner
application.logoImage = branding/app-icon-menu.png
application.welcomeText = Welcome to Session Planner!

loginWindow.caption = Session Planner Login
loginWindow.welcomeLabel = Welcome to Session Planner!
loginWindow.logoImage = branding/app-icon-login.png

menu-config.application-planner = Sessions and Speakers
menu-config.planner_Speaker.browse=Speakers
menu-config.planner_Session.browse=Sessions

Поскольку CUBA может перезагружать экраны “на ходу”, просто выйдем из приложения и войдем в него заново, чтобы увидеть внесенные изменения.

Магазин компонентов

Вместе с фреймворком поставляется магазин компонентов , в котором содержится довольно много дополнений, так что вы можете легко добавить новые возможности в приложение. Например, это может быть поддержка картографии или рисование диаграмм. Эти компоненты можно легко установить из CUBA Studio, используя главное меню: CUBA -> Marketplace.

51

Давайте добавим компонент Helium. Это новая визуальная тема, которую можно использовать вместо стандартных тем. Нажимаем Install и применяем изменения.

Теперь нужно остановить приложение и выполнить скрипты компонента.

52

Запустим проект и перейдем к настройкам. Добавленная тема появилась в списке. Выберем ее и сохраним изменения.

53

Перелогинимся - тема уже применилась.

54

В окне настроек темы можно предварительно посмотреть, как будут выглядеть изменения.

Заключение

Платформа CUBA предоставляет большое количество функциональности, чтобы помочь вам сделать бизнес-приложения быстро и качественно. В этой статье мы рассмотрели только базовые вещи. На нашем сайте cuba-platform.ru вы найдете больше примеров и учебников (англ.), которые помогут вам глубже освоить возможности CUBA, а также форум, на котором можно задавать вопросы касательно разработки на платформе CUBA.

Спасибо за интерес к CUBA!